Реестр недвижимости Украины: что изменилось
В процессе реформ не было учтено, что нотариусу теперь приходится выполнять и роль государственного регистратора, работы у него теперь очень много. Реестр недвижимости Украины огромен, поэтому выросли и гонорары за удостоверение договора купли-продажи с недвижимостью.
Реформа системы регистрации прав на недвижимость создавалась для того, чтобы упростить и удешевить процедуры. Государством были установлены короткие сроки для этих процедур, установлен единый тариф на выдержку из Реестра прав на недвижимость и госпошлину за регистрационные процедуры.
Однако без казусов не обошлось:
- Реформаторами не был учтен момент, что нотариус теперь должен выполнять обязанности государственного регистратора, теперь на нем находится куча работы, выполняли которую раньше несколько специалистов БТИ, вследствие чего гонорары за удостоверение договора о купле-продаже недвижимости возросли с 800-100 гривен, до 1500-3000 гривен;
- Использование Реестра прав на недвижимость дает основание полагать, что владелец обманным путем получает деньги украинцев.
Как это работало ранее
Перед тем, как утвердить удостоверение о переходе недвижимости в новые руки, нотариус проверял имеющуюся информацию по всем электронным реестрам, интересуясь возможными арестами и запретами на продажу и отчуждение, которые могло иметь имущество, выставляемое на сделку.
До 2013 года информацию искали в трех типах электронных реестров:
- В государственном реестре обременений движимого имущества (налоговый залог);
- В государственном ипотечном реестре;
- В Едином реестре запретов на отчуждение объектов недвижимости.
С помощью поиска по адресу недвижимости и его владельцам, нотариус мог найти информацию об обременениях, которое могло иметь имущество.
Поиск по именам владельцев используется в тех целях, чтобы определить арест на конкретную недвижимость, так как иногда арест налагается на все имущество в целом, без указания определенного объекта.
В этих случаях, как имя, так и адрес вводились в поисковую строку вместе и сразу, что позволяло делать лишь один платный поисковой запрос. При этом стоимость поиска в 1-ом и 2-ом реестре стоила 34 гривен, а в 3-ем – 51 гривен.
Продавцу необходимо было забрать из БТИ выписку из Реестра прав собственности на недвижимость в бумажном формате, стоимость которой была равна 72,25 гривнам. В результате, до 2013 года пользование электронными реестрами в Киеве обходилось в 194 гривен.
Как обстоит дело в данное время
Из имевшихся ранее 4-х реестров, сейчас осталось лишь 2:
- Государственный реестр обременений движимого имущества;
- Реестр прав на недвижимое имущество.
Первый реестр недвижимости Украины дает возможность провести лишь один поиск по всем именам возможных собственников, отчуждающих имущество. Стоимость поиска осталась прежней – 34 гривен.
Поисковый запрос в новом Реестре прав на недвижимость обойдется в 68 гривен.
Здесь производится поиск законных хозяев объекта, об имеющихся обременениях, которые могут быть наложены на недвижимость, справка об ипотеке, а кроме того обо всех обременениях, которые могут быть наложены на имущество владельца недвижимости.
Поиск надо проводить как раньше, как по имени владельца, так и по адресу недвижимости, так как никто не отменял возможность ареста всего имущества в целом, без указания конкретного объекта.
При этом нельзя искать по адресу объекта и по именам всех прежних владельцев, как это было раньше. При вводе запроса по адресу, исчезает поле для поиска по имени владельца, как и наоборот.
Полная проверка производится минимум при двух запросах. Если же недвижимостью владеет сразу несколько человек, необходимо делать поисковый запрос для каждого из них в отдельности.
В результате, новый реестр предполагает совершение минимум двух поисков, стоимостью в 136 гривен. Поиск по двум реестрам при одном владельце обойдется в 170 гривен, а если продавец не один, придется доплачивать 68 гривен за каждого из них. Оплата производится на счет Минюста, со стороны клиентов нотариуса, посредником выступает банк.
Чисто формально стоимость поиска по реестрам упала на 24 гривен, однако если владельцев недвижимости несколько, оплата существенно возрастает.
Рекомендации Минюста
Нотариусы попросили Минюст разъяснить, каким образом можно сократить количество поисковых запросов, чтобы клиенты экономили свои деньги. Ведомство привело официальный ответ в письме, там написано следующее:
“Если нужно осуществить поиск в программном обеспечении реестра, используя различные параметры, поиск должен проводиться в специальном подменю реестра, созданном для поиска информации без оформления выписки. При этом плата с клиента не взимается. Когда необходимая информация найдена, нотариус должен внести ее в подменю реестра №1, за что клиент оплачивает 68 гривен”.
Нотариусы и сейчас пользуются бесплатным поиском. Они считают его более информативным, так как поиск происходит как в новом, так и в старых реестрах. При этом никто не понимает, где находится “подменю №1” в новом реестре, а также где находится поле, в которое нужно вводить информацию, найденную во время безвозмездного поиска.
Видео:
Читайте также :
Инвестиции в недвижимость
Общая информация о Гоа
14.08.2015 0
Инвестирование в латвийское жилье
27.08.2014 0
Недвижимость в странах мира
18.08.2014 0